Новости, Роспотребнадзор

Дополнительные платные услуги в рамках кредитного договора

Отделом экспертиз в сфере защиты прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах» совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районнах была оказана правовая (консультационная, представительская) помощь жителю города Красноуфимск по защите прав потребителя и отстаиванию интересов в судебном порядке.

Поводом для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Между кредитной организацией Сбербанк России и потребителем был заключен кредитный договор, в рамках которого ему предоставлены дополнительные платные услуги:

— услуга страхования имущественных интересов, связанных с владением пользованием и распоряжением банковской картой в страховой компании ООО СК «Сбербанк страхование».

— услуга страхование имущества и гражданской ответственности физических лиц перед третьими лицами при эксплуатации жилого помещения «Защита дома» в страховой компании ООО СК «Сбербанк страхование».

Потребитель посчитав, что в данных услугах не нуждается, обратился с заявлением-претензией в ООО СК «Сбербанк страхование», в котором просил расторгнуть договоры на услуги дополнительного страхования и вернуть уплаченные денежные средства.

Претензия осталась без удовлетворения, денежные средства, уплаченные за дополнительные платные услуги страхования потребителю не возвращены.

В тоже время, в ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказания услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной премии, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение 5 рабочих дней со дня его заключения с момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

Страховщик при осуществлении добровольного страхования вправе предусмотреть более длительный срок.

Статьей 943 ГК РФ установлено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком. Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя, если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему.

В ходе рассмотрения дела в суде было установлено, что в соответствии с п. 7.8 полисных условий по заключенному договору страхования — в случае отказа Страхователя от Полиса в течение 14  календарных дней (но не менее 5 рабочих дней) с даты его заключения и до вступления страхования, обусловленного Полисом, в силу, Страховщик возвращает Страхователю оплаченную страховую премию в полном объеме.

Также установлено, что Полис-оферта вступает в силу с четырнадцатого календарного дня, следующего за днем оплаты страховой премии в полном объеме, указанной в Полисе-оферте и действует год. Считается прекращенным с даты получения Страховщиком заявления Страхователя. В случае отказа Страхователя от Полиса-оферты до начала срока действия страхования, обусловленного Полисом-офертой, Страховщик возвращает Страхователю оплаченную страховую премию в полном объеме.

В данном случае заявление Страхователя о расторжении договоров страхования было передано Страховщику в пределах 14 дней, т.е. до вступления в законную силу полиса-оферты.

Досрочное прекращении Договора страхования производится на основании письменного заявления Страхователя с приложением необходимых документов. Все документы ответчику были предоставлены. Добровольной передачи денежных средств не произошло, чем были нарушены права Страхователя.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку, размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона — 3% за каждый день просрочки от цены выполнения работы (оказания услуги).

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В силу п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» и п. 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом установленных законом требований потребителя, суд взыскивает с ответчика штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При  вынесении решения по гражданскому делу суд также указал на неправомерность доводов ответчика и третьего лица о том, что потребитель пропустил срок для возврата по причине направления заявления-претензии в ПАО «Сбербанк России», а не в ООО СК «Сбербанк страхование» напрямую. Утверждения о том, что ПАО «Сбербанк России» не является страхователем, а лишь значится агентом, расценено судом как средство отказа от проведения законных расчетов с клиентом.

Таким образом, с учетов норм действующего законодательства решением суда исковые требования потребителя удовлетворены, с ответчика взысканы: суммы, уплаченные по полису-оферте страхования имущественных интересов, неустойка, компенсация морального вреда, штрафа.

За оказанием правовой помощи (устная консультация, практическая помощь в составлении претензий, исковых заявлений, жалоб в судебные органы, представление интересов в суде) жители города Красноуфимск, Красноуфимского,  Ачитского и Артинского районов могут обратиться в консультационный пункт для потребителей Красноуфимского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» с понедельника по пятницу с 8.30 до 17.00 по адресу: г. Красноуфимск,  ул. Советская, 13; по телефону (34394) 2-00-14; либо путем написания письма на электронный адрес — mail_07@66.rospotrebnadzor.ru

 

 

3 комментария

  1. Крокус,

    Как деньги брать так давайте сюда, как отдавать-сбербанк не страховая компания, обращайтесь в неё. Мошенники, не…

    Ответить
  2. чтоб вас...,

    блин,во полезная информация,наконец-то,брал когда-то 150 тыс.,по бумагам оказалось 165 тыс., и это всё страховки.,даже ничё не сказали,брал в СКБ,ну щас пусть чё нибудь вякнут,хапуги.

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий